|
Двенадцать стульевГлава XXI. ЭкзекуцияАукционный торг открывался в пять часов. Доступ граждан для обозрения вещей начинался с четырех. Друзья явились в три и целый час рассматривали машиностроительную выставку, помещавшуюся тут же рядом. Похоже на Ипполит Матвеевич маялся. Только стулья могли его утешить. От них он отошел лишь в ту минуту, когда на кафедру взобрался аукционист в клетчатых брюках «столетье» и бороде, ниспадавшей на толстовку русского коверкота. Концессионеры заняли места в четвертом ряду справа. Ипполит Матвеевич начал сильно волноваться. Ему казалось, что стулья будут продаваться сейчас же. Но они стояли сорок третьим номером, и в продажу поступала сначала обычная аукционная гиль и дичь: разрозненные гербовые сервизы, соусник, серебряный подстаканник, пейзаж художника Петунина, бисерный ридикюль, совершенно новая горелка от примуса, бюстик Наполеона, полотняные бюстгальтеры, гобелен «Охотник, стреляющий диких уток» и прочая галиматья. Приходилось терпеть и ждать. Ждать было очень трудно: все стулья налицо; цель была близка, ее можно было достать рукой.
«А большой бы здесь начался переполох, подумал Остап,
оглядывая аукционную Фигура, изображающая К гражданину из первого ряда сейчас же понеслась девица с квитанцией для получения денег. Стучал молоточек аукциониста. Продавались пепельницы из дворца, стекло баккара, пудреница фарфоровая. Время тянулось мучительно.
Бронзовый бюстик Александра Третьего. Может служить
Купите, Ипполит Матвеевич не отводил глаз от стульев и молчал. Нет желающих? Снимается с торга бронзовый бюстик Александра Третьего. Фигура, изображающая правосудие. Кажется, парная к только что купленной. Василий, покажите публике «Правосудие». Пять рублей. Кто больше? В первом ряду прямо послышалось сопенье. Как видно, гражданину хотелось иметь «Правосудие» в полном составе.
Пять Шесть! четко сказал гражданин. Шесть рублей прямо. Семь. Девять рублей, в конце справа. Девять с полтиной, тихо сказал любитель «Правосудия», поднимая руку. С полтиной, прямо. Второй раз, с полтиной, прямо. Третий раз, с полтиной, Молоточек опустился. На гражданина из первого ряда налетела барышня. Он уплатил и поплелся в другую комнату получать свою бронзу. Десять стульев из дворца! сказал вдруг аукционист. Почему из дворца? тихо ахнул Ипполит Матвеевич. Остап рассердился: Да идите вы к черту! Слушайте и не рыпайтесь! Десять стульев из дворца. Ореховые. Эпохи Александра Второго. В полном порядке. Работы мебельной мастерской Гамбса. Василий, подайте один стул под рефлектор. Василий так грубо потащил стул, что Ипполит Матвеевич привскочил. Да сядьте вы, идиот проклятый, навязался на мою У Ипполита Матвеевича заходила нижняя челюсть. Остап сделал стойку. Глаза его посветлели. Десять стульев ореховых. Восемьдесят рублей. Зал оживился. Продавалась вещь, нужная в хозяйстве. Одна за другой выскакивали руки. Остап был спокоен. Чего же вы не торгуетесь? набросился на него Воробьянинов. Пошел вон, ответил Остап, стиснув зубы. Сто двадцать рублей, позади. Сто тридцать пять, там же. Сто сорок. Остап спокойно повернулся спиной к кафедре и с усмешкой стал рассматривать своих конкурентов. Был разгар аукциона. Свободных мест уже не было. Как раз позади Остапа дама, переговорив с мужем, польстилась на стулья («Чудесные полукресла! Дивная работа! Саня! Из дворца же!») и подняла руку. Сто сорок пять, в пятом ряду справа. Раз. Зал потух. Слишком дорого. Сто сорок пять. Два. Остап равнодушно рассматривал лепной карниз. Ипполит Матвеевич сидел, опустив голову, и вздрагивал. Сто сорок пять. Три. Но прежде чем черный лакированный молоточек ударился о фанерную кафедру, Остап повернулся, выбросил вверх руку и негромко сказал: Двести. Все головы повернулись в сторону концессионеров. Фуражки, кепки, картузы и шляпы пришли в движение. Аукционист поднял скучающее лицо и посмотрел на Остапа. Двести, Рука с молоточком повисла над кафедрой.
Продано, сказал аукционист. Барышня! В четвертом ряду справа. Ну, председатель, Ипполит Матвеевич счастливо ухнул. К ним рысью приближалась барышня. Вы купили стулья?
Мы! воскликнул долго сдерживавшийся Ипполит
А когда хотите. Хоть сейчас!
Мотив «Ходите, вы всюду бродите» бешено запрыгал в голове
Ипполита Матвеевича. «Наши стулья, наши, наши, наши!» Об этом
кричал весь его организм. Он так обрадовался, что у него в самых неожиданных местах объявились пульсы. Все это вибрировало, раскачивалось и трещало под напором неслыханного счастья. Стал виден поезд, приближающийся к СенГотарду. На открытой площадке последнего вагона стоял Ипполит Матвеевич Воробьянинов в белых брюках и курил сигару. Эдельвейсы тихо падали на его голову, снова украшенную блестящей алюминиевой сединой. Он катил в Эдем. А почему же двести тридцать, а не двести? услышал Ипполит Матвеевич. Это говорил Остап, вертя в руках квитанцию. Включается пятнадцать процентов комиссионного сбора, ответила барышня. Ну, что же делать! Берите! Остап вытащил бумажник, отсчитал двести рублей и повернулся к главному директору предприятия: Гоните тридцать рублей, дражайший, да поживее: не видите дамочка ждет. Ну? Ипполит Матвеевич не сделал ни малейшей попытки достать деньги. Ну? Что же вы на меня смотрите, как солдат на вошь? Обалдели от счастья? У меня нет денег, пробормотал, наконец, Ипполит Матвеевич. У кого нет? спросил Остап очень тихо. У меня. А двести рублей?!
Остап посмотрел на Воробьянинова, быстро оценил помятость его лица, зелень щек и раздувшиеся мешки под глазами. Дайте деньги! прошептал он с ненавистью. Старая сволочь!
Так вы будете
Одну Была еще маленькая надежда. Можно было уговорить подождать с деньгами. Тут очнувшийся Ипполит Матвеевич, разбрызгивая слюну, ворвался в разговор. Позвольте! завопил он. Почему комиссионный сбор? Мы ничего не знаем о таком сборе! Надо предупреждать. Я отказываюсь платить эти тридцать рублей. Хорошо, сказала барышня кротко, я сейчас все устрою. Взяв квитанцию, она унеслась к аукционисту и сказала ему несколько слов. Аукционист сейчас же поднялся. Борода его сверкала под светом сильных электрических ламп. По правилам аукционного
Папрашу вас! сказал аукционист. Эффект был велик. В
публике злобно смеялись. Остап
Аукционист пел голосом, не допускающим возражений. Смех в зале усилился. И они ушли. Мало кто уходил из аукционного зала с таким горьким чувством. Первым шел Воробьянинов. Согнув прямые костистые плечи, в укоротившемся пиджачке и глупых баронских сапогах, он шел, как журавль, чувствуя за собой теплый, дружественный взгляд великого комбинатора. Концессионеры остановились в комнате, соседней с аукционным залом. Теперь они могли смотреть на торжище только через стеклянную дверь. Путь туда был уже прегражден. Остап дружественно молчал. Возмутительные Нет, действительно это
Можно. Остап подошел к Воробьянинову вплотную и, оглянувшись по сторонам, дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок. Вот тебе милиция! Вот тебе дороговизна стульев для трудящихся всех стран! Вот тебе ночные прогулки по девочкам! Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро! Ипполит Матвеевич за все время экзекуции не издал ни звука. Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой. Ну, теперь пошел вон! Остап повернулся спиной к директору предприятия и стал смотреть в аукционный зал. Через минуту он оглянулся. Ипполит Матвеевич все еще стоял позади, сложив руки по швам. Ах, вы еще здесь, душа общества? Пошел! Ну? Иди! Иди! И к Иванопуло не приходи! Выгоню!
Остап больше не оборачивался. В зале произошло нечто, так сильно заинтересовавшее Бендера, что он приоткрыл дверь и стал прислушиваться. Все пропало! пробормотал он. Что пропало? угодливо спросил Воробьянинов. Стулья отдельно продают, вот что. Может быть, желаете приобрести? Пожалуйста. Я вас не держу. Только сомневаюсь, чтобы вас пустили. Да и денег у вас, кажется, не густо. В это время в аукционном зале происходило следующее: аукционист, почувствовавший, что выколотить из публики двести рублей сразу не удастся (слишком крупная сумма для мелюзги, оставшейся в зале), решил получить эти двести рублей по кускам. Стулья снова поступили в торг, но уже по частям. Четыре стула из дворца. Ореховые. Мягкие. Работы Гамбса. Тридцать рублей. Кто больше? К Остапу быстро вернулись вся его решительность и хладнокровие. Ну, вы, дамский любимец, стойте здесь и никуда не выходите. Я через пять минут приду. А вы тут смотрите, кто и что. Чтоб ни один стул не ушел. В голове Бендера сразу созрел план, единственно возможный при таких тяжелых условиях, в которых они очутились. Он выбежал на Петровку, направился к ближайшему асфальтовому чану и вступил в деловой разговор с беспризорными. Он, как и обещал, вернулся к Ипполиту Матвеевичу через пять минут. Беспризорные стояли наготове у входа в аукцион. Продают, продают, зашептал Ипполит Матвеевич, четыре и два уже продали. Это вы В зале раздавался скрипучий голос, дарованный природой одним только аукционистам, крупье и стекольщикам: С полтиной, налево. Три. Еще один стул из дворца. Ореховый. В полной исправности. С полтиной, прямо. Раз с полтиной, прямо. Три стула были проданы поодиночке. Аукционист объявил к продаже последний стул. Злость душила Остапа. Он снова набросился на Воробьянинова. Оскорбительные замечания его были полны горечи. Кто знает, до чего дошел бы Остап в своих сатирических упражнениях, если бы его не прервал быстро подошедший мужчина в костюме лодзинских коричневых цветов. Он размахивал пухлыми руками, прыгал и отскакивал, словно играл в теннис. А Незнакомец отпрыгнул, и лицо его озарилось множеством улыбок. Вот здесь действительно продают вещи? И, в самом деле, можно дешево купить? Высокий класс? Очень, очень! Ах!.. Незнакомец, виляя толстенькими бедрами, пронесся в зал мимо ошеломленных концессионеров и так быстро купил последний стул, что Воробьянинов только крякнул. Незнакомец с квитанцией, в руках подбежал к прилавку выдачи. А скажите, стул можно сейчас взять? Замечательно!.. Ах!.. Ах!.. Беспрерывно блея и все время находясь в движении, незнакомец погрузил стул на извозчика и укатил. По его следам бежал беспризорный,
На Сивцевом Бражке рояли, мандолины и гармоники праздновали весну. Окна были распахнуты. Цветники в глиняных горшочках заполняли подоконники. Толстый человек, с раскрытой волосатой грудью, в подтяжках, стоял у окна и страстно пел. Вдоль стены медленно пробирался кот. В продуктовых палатках пылали керосиновые лампочки. У розового домика прогуливался Коля. Увидев Остапа, шедшего впереди, он вежливо с ним раскланялся и подошел к Воробьянинову. Ипполит Матвеевич сердечно его приветствовал. Коля, однако, не стал терять времени. Добрый вечер, решительно сказал он и, не в силах сдержаться, ударил Ипполита Матвеевича в ухо. Одновременно с этим Коля произнес довольно пошлую, по мнению наблюдавшего за этой сценой Остапа, фразу: Так будет со всеми, сказал Коля детским голосом, кто покусится… На что именно покусится, Коля не договорил. Он поднялся на носках и, закрыв глаза, хлопнул Воробьянинова по щеке. Ипполит Матвеевич приподнял локоть, но не посмел даже пикнуть. Ну, кажется, хватит, сказал Коля, пряча руку в карман. Еще один Ну его к черту! Будет знать другой раз! Коля ушел. Остап поднялся к Иванопуло и посмотрел вниз. Ипполит Матвеевич стоял наискось от дома, прислонясь к чугунной посольской ограде. Гражданин Михельсон! крикнул Остап. Конрад Карлович! Войдите в помещение! Я разрешаю! В комнату Ипполит Матвеевич вошел уже слегка оживший. Неслыханная
Я его вызову на дуэль!
Чудно! Могу вам отрекомендовать моего хорошего
знакомого. Знает дуэльный кодекс наизусть и обладает двумя
вениками, вполне пригодными для борьбы не на жизнь, а на
смерть. В секунданты можно взять Иванопуло и соседа справа.
В это время с улицы донесся свист, и Остап отправился получать агентурные сведения от беспризорных. Беспризорные отлично справились с возложенным на них поручением. Четыре стула попали в театр Колумба. Беспризорный подробно рассказал, как эти стулья везли на тачке, как их выгрузили и втащили в здание через артистический ход. Местоположение театра Остапу было хорошо известно. Два стула увезла на извозчике, как сказал другой юный следопыт, «шикарная чмара». Мальчишка, как видно, большими способностями не отличался. Переулок, в который привезли стулья, Варсонофьевский, он знал, помнил даже, что номер квартиры семнадцатый, но номер дома никак не мог вспомнить. Очень шибко бежал, сказал беспризорный, из головы выскочило. Не получишь денег, заявил наниматель.
Хорошо! Оставайся. Пойдем вместе. Блеющий гражданин
жил, оказывается, на Восьмой стул поехал в Дом народов. Мальчишка. преследовавший этот стул, оказался пронырой. Преодолевая заграждения в виде комендатуры и многочисленных курьеров, он проник в дом и убедился, что стул был куплен завхозом редакции «Станка». Двух мальчишек еще не было. Они прибежали почти одновременно, запыхавшиеся и утомленные. Казарменный переулок, у Чистых Прудов. Номер? Девять. И квартира девять. Там татары рядом живут. Во дворе. Я ему и стул донес. Пешком шли. Последний гонец принес печальные вести. Сперва все было хорошо, но потом все стало плохо. Покупатель вошел со стулом в товарный двор Октябрьского вокзала, и пролезть за ним было никак нельзя у ворот стояли стрелки ОВО НКПС. Наверно, уехал, закончил беспризорный свой доклад.
Это очень встревожило Остапа. Наградив беспризорных
Ничего еще не потеряно. Адреса есть, а для того, чтобы добыть стулья, существует много старых, испытанных приемов: 1) простое знакомство, 2) любовная интрига, 3) знакомство со взломом, 4) обмен и 5) деньги. Последнее самое верное. Но денег мало. Остап иронически посмотрел на Ипполита Матвеевича. К великому комбинатору вернулись обычная свежесть мысли и душевное равновесие. Деньги, конечно, можно будет достать. В запасе имелись: картина «Большевики пишут письмо Чемберлену», чайное ситечко и полная возможность продолжать карьеру многоженца.
Беспокоил только десятый стул. След, конечно, был, но
какой Ну, что |
|||
|
|