|
Двенадцать стульевГлава XXX. В театре КолумбаИпполит Матвеевич постепенно становился подхалимом. Когда он смотрел на Остапа, глаза его приобретали голубой жандармский оттенок. В комнате Иванопуло было так жарко, что высохшие воробьяниновские стулья потрескивали, как дрова в камине. Великий комбинатор отдыхал, подложив под голову голубой жилет. Ипполит Матвеевич смотрел в окно. Там, по кривым переулкам, мимо крошечных московских садов, проносилась гербовая карета. В черном ее лаке попеременно отражались кланяющиеся прохожие: кавалергард с медной головой, городские дамы и пухлые белые облачка. Громя мостовую подковами, лошади понесли карету мимо Ипполита Матвеевича. Он отвернулся с разочарованием. Карета несла на себе герб МКХ, предназначалась для перевозки мусора, и ее дощатые стенки ничего не отражали.
На козлах сидел бравый старик с пушистой седой бородой.
Если бы Ипполит Матвеевич знал, что кучер не кто иной, как граф
Алексей Буланов, знаменитый
Граф Алексей Буланов был сильно озабочен. Нахлестывая
лошадей, он грустно размышлял о бюрократизме, разъедающем
ассенизационный подотдел, А зачем вам? Да так! Не знаю, как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело, а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа? Конгениально. Так, вот что, Остап стянул через голову рубашку «ковбой». Перед Кисой Воробьяниновым открылась обширная спина захолустного Антиноя, спина очаровательной формы, но несколько грязноватая. Между лопатками великого комбинатора лиловели и переливались нефтяной радугой синяки странных очертаний. Честное слово, цифра А другой цифры нет? спокойно спросил Остап. Как будто бы буква Р.
Вопросов больше не имею. Все понятно. Проклятая ручка!
Видите, Киса, как я страдаю, каким опасностям подвергаюсь Неслышно ступая по комнате босыми ногами, технический директор вразумлял покорного Кису.
Стул, исчезнувший в товарном дворе Октябрьского вокзала,
А то, может быть, разделимся? спросил Остап. Я поеду с театром, а вы оставайтесь и проследите за стулом в товарном дворе. Но Киса так трусливо моргал седыми ресницами, что Остап не стал продолжать.
Из двух зайцев, сказал он, выбирают того, который
пожирнее. Поедем вместе. Но расходы будут. велики. Нужны будут
деньги. У меня осталось шестьдесят рублей У вас сколько? Ах, я
и забыл! В ваши годы девичья любовь так дорого стоит!
Постановляю: сегодня мы идем в театр на премьеру «Женитьбы». Не
забудьте надеть фрак. Если стулья еще на месте и их не продали
за долги соцстраху, завтра же мы выезжаем. Помните,
Воробьянинов, наступает последний акт комедии «Сокровище моей
тещи». Приближается
Из экономии шли в театр пешком. Еще было совсем светло, но
фонари уже сияли лимонным светом. На глазах у всех погибала
весна. Пыль гнала ее с площадей, жаркий ветерок оттесняя ее в
переулок. Там старушки приголубливали красавицу и пили с ней
чай во двориках, за круглыми столами. Но жизнь весны
Девушки, осыпанные лиловой пудрой, циркулировали между храмом МСПО и кооперативом «Коммунар» (между б. Филипповым и б. Елисеевым). Девушки внятно ругались. В этот час прохожие замедляли шаги, но не только потому, что Тверская становилась тесна. Московские лошади были не лучше старгородских: они так же нарочно постукивали копытами по торцам мостовой. Велосипедисты бесшумно летели со стадиона «Юных пионеров», с первого большого междугородного матча. Мороженщик катил свой зеленый сундук, полный майского грома, боязливо косясь на милиционера; но милиционер, скованный светящимся семафором, которым регулировал уличное движение, был не опасен. Во всей этой сутолоке двигались два друга. Соблазны возникали на каждом шагу. В крохотных обжорочках на виду у всей улицы жарили шашлыки карские, кавказские и филейные. Горячий и пронзительный дым восходил к светленькому небу. Из пивных, ресторанчиков и кино «Великий немой» неслась струнная музыка, У трамвайной остановки горячился громкоговоритель. Нужно было торопиться. Друзья вступили в гулкий вестибюль театра Колумба. Воробьянинов бросился к кассе и прочел расценку на места.
Как я не Ну а куда же? Ведь без билета не пустят! Киса, вы пошляк. В каждом благоустроенном театре есть два окошечка. В окошечко кассы обращаются только влюбленные и богатые наследники. Остальные граждане (их, как можете заметить, подавляющее большинство) обращаются непосредственно в окошечко администратора. И действительно, перед окошечком кассы стояло человек пять скромно
одетых людей. Возможно, это были богатые наследники или влюбленные.
Зато у окошечка администратора господствовало оживление. Там стояла
цветная очередь. Молодые люди, в фасонных пиджаках и брюках того покроя,
который провинциалу может только присниться, уверенно размахивали записочками
от знакомых им режиссеров, артистов, редакций, театрального костюмера,
начальника района милиции и прочих, тесно связанных с театром лиц, как
то: членов ассоциации теа- и кинокритиков, общества «Слезы бедных
матерей», школьного совета «мастерской циркового эксперимента»
и Остап врезался в очередь, растолкал фортинбрасовцев и, крича: «Мне только справку, вы не видите, что я даже калош не снял», пробился к окошечку и заглянул внутрь. Администратор трудился, как грузчик. Светлый. брильянтовый пот орошал его жирное лицо. Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через Смоленский рынок. Два Кому? Мне! А кто вы такой, чтобы я давал вам места?
А я Не узнаю. Но взгляд незнакомца был так чист, так ясен, что рука администратора сама отвела Остапу два места в одиннадцатом ряду. Ходят И, машинально выдавая пропуска счастливым теа- и кинокритикам, притихший Яков Менелаевич продолжал вспоминать, где он видел эти чистые глаза. Когда все пропуска были выданы и в фойе уменьшили свет, Яков Менелаевич вспомнил: эти чистые глаза, этот уверенный взгляд он видел в Таганской тюрьме в 1922 году, когда и сам сидел там по пустяковому делу. Из одиннадцатого ряда, где сидели концессионеры, послышался смех. Остапу понравилось музыкальное вступление, исполненное оркестрантами на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах. Свистнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане. Подколесин был наряжен в камергерский мундир. Разогнав дамочек словами, которые в пьесе не значились, Подколесин возопил:
Одновременное этим он прыгнул в сторону и замер в трудной позе. Кружки Эсмарха загремели. Но так как Степан, стоящий тут же и одетый в барсову шкуру, не откликался, Подколесин трагически спросил: Что же ты молчишь, как Лига наций? Очевидно, я Чемберлена испужался, ответил Степан, почесывая шкуру. Чувствовалось, что Степан оттеснит Подколесина и станет главным персонажем осовремененной пьесы. Ну что, шьет портной сюртук? Прыжок. Удар по кружкам Эсмарха. Степан с усилием сделал стойку на руках и в таком положении ответил: Шьет!
Оркестр сыграл попурри из А Степан, который к тому времени сидел уже в оркестре и обнимал дирижера, ответил: Нет, не спрашивал. Разве он депутат английского парламента? А не спрашивал ли портной, не хочет ли, мол, барин жениться? Портной спрашивал, не хочет ли, мол, барин платить алименты. После этого свет погас, и публика затопала ногами. Топала она до тех пор, покуда со сцены не послышался голос Подколесина: Граждане! Не волнуйтесь! Свет потушили нарочно, по ходу действия. Этого требует вещественное оформление. Публика покорилась. Свет так и не зажигался до конца акта. В полной темноте гремели барабаны. С фонарями прошел отряд военных в форме гостиничных швейцаров. Потом, как видно на верблюде, приехал Кочкарев. Судить обо всем этом можно было из следующего диалога: Фу, как ты меня испугал! А еще на верблюде приехал!
Ах, ты заметил, несмотря на темноту?! А я хотел
преподнести тебе сладкое В антракте концессионеры прочли афишу: ЖЕНИТЬБА Текст Н. В.Г о г о л я Афиша набрана, сверстана и отпечатана
Вам А вам?
Очень интересно, только Степан А мне не понравилось, сказал Эти опасения оказались напрасными. В начале же второго акта все четыре стула были вынесены на сцену неграми в цилиндрах. Сцена сватовства вызвала наибольший интерес зрительного зала. В ту минуту, когда на протянутой через весь зал проволоке начала спускаться Агафья Тихоновна, страшный оркестр X. Иванова произвел такой шум, что от него одного Агафья Тихоновна должна была бы упасть в публику. Однако Агафья держалась на сцене прекрасно. Она была в трико телесного цвета и мужском котелке. Балансируя зеленым зонтиком с надписью: «Я хочу Подколесина», она переступала по проволоке, и снизу всем были видны ее грязные подошвы, С проволоки она спрыгнула прямо на стул. Одновременно с этим все негры, Подколесин, Кочкарев в балетных пачках и сваха в костюме вагоновожатого сделали обратное сальто. Затем все отдыхали пять минут, для сокрытия чего был снова погашен свет.
Женихи были очень смешны, в Напрасно купец Стариков кричал, что его душат патент и уравнительный. Он не понравился Агафье Тихоновне. Она вышла замуж за Степана. Оба принялись уписывать яичницу, которую подал им обратившийся в лакея Подколесин. Кочкарев с Феклой спели куплеты про Чемберлена и про алименты, которые британский министр взимает с Германии. На кружках Эсмарха сыграли отходную. И занавес, навевая прохладу, захлопнулся. Я доволен Молодые люди в фасонных пиджаках, толкаясь и смеясь, вникали в тонкости вещественного и звукового оформления.
На другой день весь театр Колумба сидел в буфете Курского
вокзала. Что, гидравлический пресс не сломают в дороге? Беда с этим А с «прожектором времен» тебе легче было, из пьесы «Порошок идеологии»? Конечно, легче. Прожектор хоть и больше был, но зато не такой ломкий. За соседним столиком сидела Агафья Тихоновна, молоденькая девушка с ногами твердыми и блестящими, как кегли. Вокруг нее хлопотало звуковое оформление Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд. Вы вчера мне не в ногу подавали, жаловалась Агафья Что ж делать! Две кружки лопнули!
Разве теперь достанешь заграничную кружку
Зайдите в Госмедторг. Не то что кружки Эсмарха, термометра купить нельзя! поддержал Палкин.
А вы разве и на термометрах На термометрах мы не Автор спектакля и главный режиссер Ник. Сестрин прогуливался с женой по перрону. Подколесин с Кочкаревым хлопнули по три рюмки и наперебой ухаживали за Жоржеттой Тираспольских. Концессионеры, пришедшие за два часа до отхода поезда, совершили уже пятый рейс вокруг сквера, разбитого перед вокзалом. Голова у Ипполита Матвеевича кружилась. Погоня за стульями входила в решающую стадию. Удлиненные тени лежали на раскаленной мостовой. Пыль садилась на мокрые, потные лица. Подкатывали пролетки. Пахло бензином. Наемные машины высаживали пассажиров. Навстречу им выбегали Ермаки Тимофеевичи, уносили чемоданы, и овальные их бляхи сияли на солнце. Муза дальних странствий хватала людей за горло. Ну, пойдем и мы, сказал Остап. Ипполит Матвеевич покорно согласился. Тут он столкнулся лицом к лицу с гробовых дел мастером Безенчуком. Безенчук снял шапку и радостно остолбенел. Господин Ну, как дела? Плохи Что же так? Клиента ищу. Не идет клиент. «Нимфа» перебивает? Куды ей! Она меня разве перебьет? Случаев нет. После вашей тещеньки один только «Пьер и Константин» перекинулся. Да что ты говоришь? Неужели умер? Перекинулся, Ипполит Матвеевич. На посту своем перекинулся. Брил аптекаря нашего Леопольда и перекинулся. Люди говорили разрыв внутренности произошел, а я так думаю, что покойник от этого аптекаря лекарством надышался и не выдержал.
Я и похоронил. Кому же другому? Разве «Нимфа», туды ее в качель, кисть дает? Одолел, значит? Одолел. Только били меня потом. Чуть сердце у меня не выбили. Милиция отняла. Два дня лежал, спиртом лечился. Растирался? Нам растираться не к чему. А сюда тебя зачем принесло? Товар привез. Какой же товар? Свой товар. Проводник знакомый помог провезти задаром в почтовом вагоне. По знакомству.
Ипполит Матвеевич только сейчас заметил, что поодаль
Безенчука на земле стоял штабель гробов. Иные были с кистями,
Восемь А кому тут твой товар нужен? Тут своих мастеров довольно. А гриб? Какой гриб? Эпидемия. Мне Прусис сказал, что в Москва гриб свирепствует, что хоронить людей не в чем. Весь материал перевели. Вот я и. решил дела поправить. Остап, прослушавший весь этот разговор с любопытством, вмешался: Слушай, ты, папаша, это в Париже грипп свирепствует. В Париже?
Ну да. Поезжай в Париж. Там подмолотишь! Правда, будут
некоторые затруднения с визой, но ты, папаша, не грусти. Если
Бриан тебя полюбит, ты заживешь недурно: устроишься
Безенчук дико огляделся. Действительно, на площади, несмотря на уверения Прусиса, трупы не валялись, люди бодро держались на ногах, и некоторые из них даже смеялись. Поезд давно уже унес и концессионеров, и театр Колумба, и прочую публику, а Безенчук все еще ошалело стоял над своими гробами. В наступившей темноте его глаза горели желтым неугасимым огнем. |
|||
|
|